Программные решения для управления делами

Что бы там ни говорили про проектный офис, малому бизнесу мощные системы управления проектами не нужны. Конечно, если это не строительный бизнес. А вот несложные системы, позволяющие не забыть о выданных и полученных поручениях - самое то. Еще лучше будет, если такая система органично интегрирована с основной информационной системой компании.

Широко известные методы управления проектами реализованы в довольно-таки большом числе программных средств. Самые примечательные мы рассмотрим в этом разделе. Большинство из них - однопользовательские. Они не позволяют работать в едином интерфейсе, в единой базе данных начальнику и его подчиненным.

Многопользовательские системы - это чаще всего системы groupware, в которых кроме календарей и заметок присутствует некая функциональность выдачи и контроля поручений. Системы groupware исторически были хорошо представлены свободно доступными программными системами. Многие из них работают через веб-интерфейс. Кроме того, функциональность управления поручениями часто имеется в системах электронного документооборота, но там задачи обычно не существуют сами по себе, а относятся к движущимся по маршруту документам.

Здесь будут перечислены не только свободно доступные, но и платные системы управления делами.

Перейдем к классификации систем управления поручениями, доступных по цене малым фирмам.

Однопользовательские системы управления проектами.

GanttProject

GanttProject - свободно распространяемая программа управления проектами, написанная на Java. За несколько лет программа доросла до версии 2.0.2 и практически избавилась от присущих развиваемому на свободной основе софту недостатков, а именно от отравляющих жизнь простому пользователю мелких недоработок.

Преимущества, которые, по нашему мнению, имеет GanttProject

Существенных недостатков у GanttProject 2.0.2 мы не обнаружили. Для своего класса - отличная программа.

Planner

Planner - похожая на GanttProject по возможностям программа, входящая в поставку последних дистрибутивов Linux (поэтому здесь ссылку на сайт приводить мы не будем). Существует версия Planner под Winodws, аналогичная по возможностям и скорости работы.

Planner использует библиотеки Gnome и выглядит соответственно. Прилично, положим, выглядит. Отличительной особенностью является возможность настраивать рабочие расписания, или календари, для автоматического расчета длительности заданий исходя из выделенного количества рабочих часов.

Недостаток у Planner один - он тормозной. Это проявляется в обоих версиях, как под Linux, так и под Windows, и особенно при попытке ввести несколько десятков работ в один файл. Зато Planner делает любопытный вывод сводки по проекту в файл html, который можно публиковать в сети.

Open WorkBench

Open WorkBench позиционирует себя как бесплатная опенсорсная альтернатива MS Project, позволяющая сэкономить много денег. На своем сайте разработчики ведут подсчет того, сколько сообщество пользователей Open WorkBench сэкономило. Цифры впечатляют.

На самом деле, Open WorkBench использует настолько продвинутый алгоритм автоматического планирования работ, что автору с нескольких заходов не удавалось ввести в нем примитивный проект из нескольких задач и нескольких исполнителей. Программа считает, что она лучше менеджера знает, кому поручать ту или иную работу. Но для тех, кто использует стандартную методологию управления проектами, этот продукт может оказаться находкой.

Пользовательский интерфейс Open WorkBench непривычный (еще более непривычно то, что все представления данных, все диаграммы имеют под собой единую основу в виде некоего Grid), но довольно симпатичен с виду.

Microsoft Project

Творение Microsoft обязательно должно быть упомянуто в списке проектного софта. Вопросов хранения проектов на сервере и разделения доступа мы касаться не будем, так как убеждены в том, что многопользовательское управление сложными проектами в стандартной технологии - сфера дорогих специализированных решений. С другой стороны, платных однопользовательских программ управления проектами много, мы даже не будем их перечислять. Большинство делает упор на календарное планирование, что естественно. А для этого отлично подходят упомянутые выше бесплатные программы.

Microsoft Visio

Другой продукт Microsoft по праву занимает особое положение, так как не имеет столь же полнофункциональных доступных аналогов. Хотя диаграммы и графики можно строить в огромном числе различных программ, такой набор функций, как в Visio, встретишь редко.

Тем не менее, в данном конкретном случае нас интересует возможность создать в Visio диаграмму Гантта, являющуюся основным представлением небольшого проекта, включающего десяток-другой работ. В Visio такая возможность есть. При этом изменение дат начала и конца работ приводит к перерисовке полос на диаграмме, что и является основным требованием к программе управления проектом.

Сильной стороной Visio являются развитые средства печати и экспортирования диаграмм в графические файлы с любым разрешением - в частности, можно подготовить изображения диаграмм любого размера для типографской печати.

TaskJuggler

TaskJuggler - исключительный образец проектного софта. На сайте программы доступна масса информации, здесь мы тоже приведем несколько скриншотов.

Сразу следует сказать, что версии под Windows у TaskJuggler не существует. Поэтому тем, кто не желает переходить на свободный софт, этот менеджер проектов не доступен.

Другая сбивающая с толку особенность TaskJuggler - отсутствие как графического управления задачами (перетаскивание границ полос на диаграмме и т.д.), так и привычного ввода задач и ресурсов в таблицы. Проектный файл TaskJuggler - это текстовое описание работ, ресурсов, их стоимости и финансовых планов вообще. Функциональность TaskJuggler уникальна.

Чтобы получить красивые календарные диаграммы и табличные отчеты, надо их сгенерировать. Это происходит только в том случае, если текстовое описание корректно. Процесс составления описания похож на программирование, при этом генерирование диаграмм является аналогией процессу компилирования - при этом тоже показывается список логических ошибок в описателе. Процесс генерирования новых диаграмм и отчетов запускается одним нажатием на кнопку.

Текстовый формат файла TaskJuggler очень хорошо подходит для того, чтобы поместить файл в какую-либо систему контроля версий (например, CVS) и при необходимости реализовать безблокировочную совместную работу с файлом. С другой стороны, TaskJuggler имеет механизм составления проекта из нескольких файлов, к которым имеют доступ разные люди.

Для текущего контроля состояния дел TaskJuggler имеет особое представление проекта, похожее на обычную диаграмму Гантта. В данном случае весь проект сжимается до размеров монитора, в то время как диаграмма Гантта имеет размер, определяющийся единицами оси времени, и может иметь полосу прокрутки по горизонтали.

Многопользовательские системы управления проектами, системы документооборота и системы groupware.

NetOffice

NetOffice - проект свободный, но, к сожалению, в последние годы практически не развивающийся. Изначально NetOffice - ответвление старого проекта по имени phpCollab.

Тем не менее, даже доступная вполне стабильная версия v2.6.0b2 может отлично поддерживать календарь событий и график проектных работ. Пока создатели NetOffice неторопливо обдумывают переспективы третьей версии, а их последователи обсуждают степень замороженности пациента, поговорим о возможностях программы.

Итак, преимущества NetOffice:

Недостатки NetOffice:

На форуме NetOffice я нашел упоминания о новой системе управления проектами, DotProject. Этот продукт я буду рассматривать в ближайшее время.

При том, что NetOffice не развивается и постепенно устаревает, в его интерфейсе определенно есть много привлекательного, а несложный код легко модифицировать под потребности конкретной фирмы. Эту систему проектного управления все еще можно использовать, можно и рекомендовать к использованию.

eGroupWare

eGroupWare - еще одна система, написанная на чрезвычайно популярной связке PHP+MySQL. Это в чистом виде система groupware. Пару лет назад некая российская фирмочка пыталась продвигать egroupware под другим именем в качестве компонента Линукс-решения для офиса. Похоже, не получилось.

Огромное количество модулей eGroupWare не столько добавляет системе конкурентных преимуществ, сколько перегружает ее кодом и функциональностью. По большому счету пользы от всего этого мало. Однако проект живет и развивается. Рекомендовать эту систему, после того как два или три раза успешно установил и честно пытался освоиться с пользовательским интерфейсом, я не стану. Ничуть не сложно, но неудобно. Хотя - пробуйте.

TUTOS

TUTOS, будучи созданным все на той же платформе PHP-Apache-MySQL, имеет в интерфейсе и логике своих конкретных "тараканов", но концептуально не отличается от других groupware. Умеет подбивать проценты исполнения задач. Включает в себя подсистему для багтрекинга, многим это очень важно. Подсчитывает затраты рабочего времени и стоимость ресурсов, что может оказаться еще более важно.

Общее резюме - TUTOS ближе к проектному управлению, чем egroupware. Стоит пробовать и сравнивать обе эти системы. Если бы только не меню TUTOSа... Оно меняет вид в зависимости от раздела, в котором находится пользователь, и запомнить его вид нереально... Всякий раз список доступных пунктов меню мнится чем-то новым, и это сильно мешает - таково мое частное мнение.

NauDoc

Ссылку на NauDoc здесь мы не даем, так как это уже не свободный продукт. Однако еще три года назад (когда, собственно, еще велась активная разработка NauDoc, а фирмой Naumen декларировалась бизнес-модель свободного софта) некоторые версии NauDoc были доступны для скачивания, а также распространялись в рекламных целях.

NauDoc по неизвестным причинам не использует мэйнстрим. Вместо LAMP или J2EE NauDoc работает на Zope, Питоне и ZODB. Для небольших баз документов это отличный выбор, так как Zope+ZODB - объектное хранилище данных плюс сервер приложений.

NauDoc - система документооборота. При этом к документам можно привязывать задания различным пользователям, что теоретически позволяет создать в системе, например, план работы над проектом и привязать к данному документу пару десятков задач различным исполнителям. Несмотря на то, что это не система управления проектами, сводка текущих заданий достаточно удобна.

К сожалению, известная автору реально работающая копия NauDoc на ZODB перестала работать по достижении файлом базы данных размера в 2 гигабайта, хотя никаких предпосылок к поломке не было. Сегодня известно о спешном переносе NauDoc на Java+Oracle. Вряд ли этот продукт будет доступен небольшим фирмам... Это плохая новость для рынка доступного среднему и малому бизнесу софта, и хорошая новость для конкурентов - например, большее внимание должен привлечь Мотив, который никогда не был бесплатным, но при этом все же стоит небольших денег, удобен и несложен в освоении.

Читайте на сайте и в следующих выпусках рассылки:

Модули тиражных информационных систем для средних предприятий.

FlyDoc

Парус УДП


Информация, опубликованная на сайте, собрана из различных источников. Мнение автора не претендует на полноту и истину в последней инстанции, но отражает многолетний опыт создания и эксплуатации самых разных прикладных программ.

Отдельные страницы сайта будут обновляться по мере выхода новых версий программ и появления новых технологий.


© smbiz.narod.ru, 2006

Используются технологии uCoz